«АРТИСТИЧЕСКОЕ ФЕХТОВАНИЕ - ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ»
Авторы:
Е. Зыков, первый вице-президент МОО "Федерация арт-фехтования",
А. Мовшович, профессор, д.п.н., заслуженный тренер РФ, Президент МОО "Федерация арт-фехтования".
Источник - http://rusfencing.ru/upload/iblock/098/0987dd72f40a25b07cf8eacdfa0eb9dc.pdf (стр. 66-69)
«Артистическое фехтование - это гармоничный сплав совершенной техники фехтования и артистизма, света и музыки, режиссерского замысла и воплощенного образа, упорной работы в тренировочном зале и волшебства сцены... Такое сочетание позволяет его поклонникам подняться как до вершин спортивного мастерства, так и до уровня высокого искусства».
Да, этот совсем еще молодой вид спортивной деятельности, с переменным успехом развиваемый группой энтузиастов, все еще нуждается в осмыслении его значимости и места в системе спорта и физической культуры в нашей стране. Ведь не секрет, что неолимпийские виды спорта практически никак не поддерживаются профильными спортивными организациями. В лучшем случае они лишь не мешают неравнодушным организаторам преодолевать бесконечные трудности на пути их продвижения в массовую физическую культуру и спорт.
Так почему же интереснейшее и зрелищное действо с холодным оружием, аккредитованное Министерством спорта России еще в 2008 году, со своими правилами соревнований, спортивным календарем и состязательными мероприятиями, ощутимо пробуксовывает в современной практике спорта?
Для начала разберем некоторые составляющие артистического фехтования.
Спортивная часть
В деятельности арт-фехтовальщиков нет задачи «поразить противника большее количество раз», потому что в постановочном поединке выступают партнеры. Но ведь условный поединок в течение нескольких минут с оружием в руках (а оно порой довольно тяжелое) требует проявления комплекса двигательных и сенсомоторных качеств, обеспечивающих гармонию взаимодействия с партнером, точность, быстроту и пластику контактного диалога оружием. Следовательно, чтобы добиться высоких результатов, необходимо развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость и адекватность двигательных реакций, обеспечивающих совершенное владение телом и оружием. Только в этом случае зрители отметят особую культуру движений и поз, с которой невозможно встретиться нигде, потому что она свойственна только фехтованию. И лишь тогда появляется поединок, напоминающий реальную дуэль и вызывающий у зрителя эффект погружения, а вместе с ним и разнообразные эмоциональные реакции, возникающие от восприятия боя.
Выбрать лучших спортсменов в нашем случае судьи могут только через оценивание продемонстрированной спортсменами техники фехтования и пластики противоборства, выраженной в различных боевых перемещениях, характерных для зрелищных поединков.
Артистическая часть
Современным специалистам и болельщикам известны лишь несколько видов спорта, в которых красивая двигательная и «телесная» пластика должна сочетаться с общей композиционной эстетикой, чтобы впечатлить зрителей и арбитров, оценивающих артистический аспект. Заботясь об этом, участники соревнований должны умело выражать эмоции, свойственные воплощаемому на льду (гимнастическом ковре) образу, и обаять зрителей, позициями и движениями рисуя некую романтическую историю. Артистическое фехтование тоже в этом ряду.
Вместе с тем постановка соревновательных батальных сцен с холодным оружием, которые относятся к категории «дуэт» или «групповой бой», невозможна без использования широкого круга художественных средств, сравнимых с театральной сферой, что, в принципе, не свойственно таким видам спорта, как фигурное катание, художественная гимнастика, синхронное плавание. Музыкальное и световое сопровождение, декорации, а порой и сценическая речь используются в артистическом фехтовании, чтобы оттенить исполнительское мастерство участников соревнований, воплощающих сценические персонажи, которые ведут поединок со шпагой в руке. Следовательно, понятие «артистизм» в нашем виде спорта – это гармоничное сочетание перечисленных художественных средств, которыми должен владеть и умело пользоваться арт-фехтовальщик, стремящийся добиться высокого спортивного результата.
Освоение основ владения оружием, постижение тайн актерского мастерства и непосредственно сама постановочная работа превращают тренировки спортсменов артистического фехтования в довольно сложный процесс, требующий значительного времени и полной самоотдачи спортсмена и тренера. Ведь даже тренировка взаимных перемещений спортсменов по полю боя с учетом сюжетной последовательности действий, стоящих декораций и реквизита, музыкальных акцентов требует от спортсмена максимальной собранности в условиях проявления различных двигательных и психических качеств.
Историко-литературная часть
Соревнования по артистическому фехтованию обращены к эпохам «Античность-Средние века» и «XVI век-Современность», к которым подключен также и «Свободный стиль», относящийся, в основном, к фантазии творческих замыслов тандема спортсменов и тренера. Участники, соревнующиеся в дисциплинах «Упражнение Соло» и «Упражнение группа» также не могут игнорировать историческую составляющую выступлений, которая подразумевает использование точных копий старинного оружия, костюмов, бытовых предметов, декораций, что обязательно оценивается арбитрами из артистической части судейской бригады. Следовательно, спортсменам, выступающим в этих дисциплинах, тоже необходимо знакомиться с литературой, соответствующей их творческому выбору, который они впоследствии реализуют в соревнованиях.
Именно этот, ни на что не похожий и не встречающийся в других видах спорта, - историко-театральный раздел подготовки арт-фехтовальщиков - превращает артистическое фехтование в сложный и трудно развиваемый вид спортивной деятельности. А ведь есть еще техника владения оружием, актерская работа и реконструкция исторических условий и даже фантазии о будущем. Поэтому перед арбитрами и технического, и артистического аспекта стоят уникальные по сложности задачи - необходимо не только знать область теории и методики современного спортивного фехтования (для арбитра по технике) и основы сценического искусства (для арбитров артистического аспекта), но и обладать значительными познаниями в сферах исторического развития фехтовальных техник на различном оружии, исторического костюма, культурных обычаев и этикета разных эпох и т.п. Однако, даже наличие глубоких знаний в перечисленных областях не будет являться гарантией от совершения судейских ошибок и выставления неадекватных судейских оценок без понимания специфики артистического фехтования, без солидного багажа практики судейства соревнований по арт-фехтованию различного уровня.
Как и куда направлять усилия для развития артистического фехтования
Прежде всего следует понимать, что на пути развития артистического фехтования нас ждет огромное количество трудностей и препятствий, начиная от непонимания со стороны функционеров спорта и представителей классического театрального образования. Вместе с тем лучшие выступления арт-фехтовальщиков на Чемпионатах России и мира убеждают, что такое непонимание преодолимо, и это уже происходит. Однако, чтобы выделиться в самостоятельный вид спорта, выйти из формата Федерации фехтования России, необходимо, прежде всего, закрепиться в половине субъектов федерации страны. На это нужны воля, упорство, настойчивость и – самое главное – материальные средства, которых катастрофически не хватает для решения этой важнейшей задачи.
Следующее направление развития – расширение состава тренерских и судейских кадров. Ведь без квалифицированных тренеров в регионах страны, без подготовленных судей, мы будем топтаться на месте. Особенно данное утверждение относится к артистической составляющей арт-фехтования. Практика проведения соревнований и анализ их судейства показали, что арбитров по артистическому аспекту можно готовить из числа спортсменов, прошедших на своем опыте школу артистического фехтования – как в качестве спортсменов-исполнителей, так и в качестве постановщиков соревновательных выступлений. Вместе с тем необходимо привлекать также и специалистов в области театрального искусства, которые надлежащим образом освоят правила судейства соревнований.
Возвращаясь к оценке тренерского состава, нельзя не отметить, что в заявочных листах для участия в соревнованиях в графе «тренер» еще нередко встречаются фамилии, которых мало кто знает и которые не прошли школы физкультурного образования. Более того, даже квалифицированный тренер по фехтованию не может знать правил безопасности тренировочной и постановочной работы с арт-фехтовальщиками. Этому необходимо учиться.
Что касается тренерских и судейских семинаров, которые проводит Федерация артистического фехтования, то пока это единственный раздел, где все более или менее организовано.
Достаточно важным направлением представляется продвижение артистического фехтования в массы с целью значительного увеличения числа занимающихся, причем не только взрослых, но и детей. И в свете актуальных и амбициозных задач правительства России по экономическому развитию страны здоровое и физически развитое население – достаточно важный фактор достижения поставленной цели. Артистическое фехтование, увлекая взрослых и детей своей романтикой и уникальной культурой, с его разнообразными двигательными и сенсорными нагрузками бесспорно соответствует поставленным задачам.
Поскольку сборная команда России по артистическому фехтованию участвует в международных турнирах (и там мы всегда в числе первых), становится актуальным международное сотрудничество для достижения понимания общих задач, планирования календаря и совершенствования правил соревнований.
Ради чего написана эта статья? Мы просто решили показать всем знающим о нас, интересующимся нашей деятельностью неравнодушным поклонникам, насколько сложны задачи, которые приходится решать на пути продвижения артистического фехтования. Мы не претендуем на ранжирование среди других видов спорта в терминах «лучше/хуже», но градация «сложнее/проще» определенно существует, и артистическое фехтование на этой шкале находится в нескольких шагах от максимума по сложности.
Человек так устроен – чем сложнее, тем ему интереснее. Мы очень надеемся, что это про нас, про арт-фехтовальщиков. И про всех, кто придет к нам, кто будет заниматься нашим увлекательным видом спорта. Совершенная техника фехтования, захватывающее исполнительское мастерство – вот те заветные, ключевые критерии, рождающие подлинный шедевр артистического фехтования.
январь-май 2020г.
Смеётся над конём тот, кто не осмелится смеяться над его хозяином!